Содержание
Вышивка трапунто происходит из средневековой Италии. Тогда ее выполняли вручную, а сегодня при слове трапунто возникает ассоциация, что вышивка выполняется на машинке, но это не всегда верно. Бывает также ручная работа по изготовлению вышивки в технике трапунто. Основной характерной чертой работ, выполненных в технике трапунто, является наличие достаточно большого объема, так называемый эффект простеганного и рельефного изделия. Объем работы получается в результате конкретных действий, а именно наполнения полых частей мягкими составляющими.
Как вышивают трапунто
Теперь остановимся на том, откуда получаются пустоты для заполнения трапунто. Все дело в том, что вышивка трапунто предполагает наличие двух слоев ткани, которые складывают вместе, а затем прошивают по заранее заданному схемой контуру. В результате такого контурного шитья между слоями ткани и возникают те пространства, которые можно наполнять натуральным или синтетическим мягким веществом. В результате этих действий на ткани постепенно вырисовываются объемные узоры. Предлагаем вашему вниманию фото, на котором изображена небольшая вышивка трапунто, а точнее один из элементов.
Мы с вами имеем возможность созерцать копию старинного покрывала рода Гвиччардини, выполненную техникой трапунто рукодельницами в начале 21 века. Оригинальное покрывало вышито в четырнадцатом веке на острове Сицилия. Как видите, корни этого мастерства уходят глубоко в историю человечества. С тех древних времен техника трапунто применялась главным образом для изготовления великолепных постельных принадлежностей, подушек и покрывал. Немного позднее вышивка трапунто стала использоваться для украшения женского платья и мужских сюртуков. Очень скоро рельефная техника появилась в разных странах Европы.
Различают две разновидности Итальянской вышивки в технике трапунто. Одна из них носит название Флорентийское трапунто, а вторая Итальянское трапунто. Для начинающих рукодельниц мы проведем мастер класс по каждой из них. Для начала перечислим необходимые материалы:
- Лицевая часть вышивки потребует наличия такой ткани, как льняная или хлопковая;
- Для изнанки приготовим более тонкую ткань;
- Нитки мулине, хлопчатобумажные или шелковые;
- Нитки для заполнения узора, берем мягкие шерстяные, по цвету совпадающие с тканью. Можно взять другой цвет набивки, если вам необходимо выполнить разноцветную вышивку. Возьмите такое количество наполнителя, которого будет достаточно для всей работы;
- Ткань должна быть хорошо натянута, поэтому необходимо наличие пялец;
- Приготовим рисунок схемы для нашей вышивки. Схема должна иметь очень четкий рисунок, а расстояние между линиями рисунка быть удобным для наполнения нитками.
Флорентийское трапунто
Первый мастер класс с пошаговыми фото будет посвящен Флорентийской объемной вышивке для начинающих. Начинаем работу с нанесения схемы на верхний слой работы. Если верхняя ткань очень легкая, закрепим ее на схеме, и скопируем. Перевести рисунок на очень плотный материал можно при помощи копировальной бумаги. После этого два слоя вышивки трапунто необходимо совместить, и прошить горизонтальными и вертикальными стежками. Затем нам предстоит натянуть двойную ткань на пяльцы, и пройти нашу схему по всей длине рисунка при помощи пунктирного шва, как того требует техника данной вышивки.
Следующий этап работы состоит в снятии ниток наметки, и удаления работы из пялец. Теперь простегиваем края рисунка в направлении, совпадающем с рисунком, параллельно ему. Начинаем из центра, и постепенно движемся к краям. После этого вышивка трапунто должна быть выстирана, а затем поглажена утюгом. Мы подошли к заключительной фазе рукоделия, которая состоит в набивке нитками. Делаем это с изнаночной стороны работы, как требует техника вышивки. Заводим иглу на изнанку, и проводим нитку наполнителя между лицевой и изнаночной сторонами, двигаясь к краю схемы. Производим набивку до тех пор, пока рисунок имеет такое же направление. Если направленность схемы изменилась, нам следует удалить иголку из промежутка между слоями ткани, и вернуться на исходную точку, изменив направление набивки. Если различные части рисунка расположены отдельно друг от друга и имеют линию разграничения, которую выполняет шов, то нитку мы должны отрезать, и войти в другой отрезок схемы для наполнения. Набивку больших пространств рельефа можно выполнять синтетическими волокнами. Это и есть главные этапы работы при выполнении Флорентийской вышивки.
Итальянское трапунто
А теперь выполним короткий мастер класс по Итальянской рельефной вышивке. Отличие этих разновидностей трапунто состоит в следующем:
- Необходимо использовать не два, а три слоя ткани, накладывая их один на другой, и натягивая в пяльцах. Один слой подкладочный, второй ватный, а третий слой является лицевым;
- Эти слои соединены друг с другом при помощи шитья. Рельеф вышивки выходит очень ровным и гладким;
- Еще одна особенность в том, что данная техника является двухсторонней.
Учитывая все моменты флорентийской, а также особенности итальянской рельефной вышивки, можно попробовать выполнить любую из них.
Вышивка машинным способом
Когда вышивка трапунто выполняется на швейной машинке, применяют свободно-ходовую технику, и ручную обрезку лишней ткани. Если нужно добавить недостающую ткань, это также делают вручную. Чтобы прояснить особенности выбора материалов и инструментов для начинающих изучать рельефную итальянскую вышивку на швейной машине, потребуется короткий мастер класс. Итак, приготовим следующие материалы:
- Для выполнения машинной рельефной вышивки ткань должна быть тонкая и не стрейчевая. Это может быть ситец, сатин или батист. Если материал очень тяжелый, то у вас не получится желаемый объем. Такое изделие будет плоским, почти без объема. Самый подходящий для ткани белый цвет, потому что именно на нем вышивка трапунто смотрится лучше всего, и выглядит богато. Для нижнего слоя можно взять ту же самую ткань, что и вверху. В том случае, когда для вас не очень важен внешний вид, то возьмите любой однотонный материал;
- Очень важен выбор материла для среднего, или прокладочного слоя. Для этого можно взять обычный поролон. Еще можно выбрать синтепон, холофайбер или спанбонд. Все они относятся к классу нетканых материалов, и всегда имеются в торговой сети;
- Иголки для данной вышивки возьмем с большим ушком и удлиненным кончиком. Такое ушко необходимо для того, чтобы игла могла пройти между несколькими слоями конструкции, без обрывов и пропусков нити;
- Рекомендуемая нитка для выполнения вышивки, это нить из полиэстера, которая обеспечивает строчку без обрывов и пропусков. Можно использовать простую нить, но при этом необходимо снизить скорость машинной строчки. Преимущество хлопчатобумажных ниток в том, что вышивка трапунто приобретает вид ручной работы.
Для помещения работы в пяльца существуют два способа. Можно вкладывать в пяльца весь «сэндвич» целиком. Это невозможно в том случае, если вышивка имеет большую толщину, и не помещается внутрь. В таком случае в пяльца помещают только нижнюю ткань, а верхние части крепят при помощи булавок или наметывания нитками.
До начала вышивки в технике трапунто обязательно выполните настройку вашей швейной машинки. Для проверки используйте небольшой образец, после чего можно исправить натяжение нитки, а также отрегулировать положение лапки. В случае наличия большого количества слоев вышивки необходимо уменьшить скорость шитья. Тогда ваша машинка будет шить ровную строчку без обрыва нитей и пропуска стежков.
Вышивка шадоу
Существует разновидность вышивки трапунто, которая носит название шадоу. Отличие данной техники состоит в том, что работа выполняется в пять слоев. Техника шадоу предполагает сложение всех слоев вышивки, а также удаление лишней прокладки. В качестве верхнего слоя применяется органза. Она очень тонкая и чувствительна к различным воздействиям. По этой причине выполняемые из нее изделия главным образом декоративные, такие как панно, покрывала и подушки. Для начинающих изучать рельефные техники необходимо провести мастер класс, где мы поясним различные подробности техники шадоу. Для начала сделайте перечень необходимых материалов:
- Материал органза, из которго выполняют верхний слой шадоу;
- Когда нужно изготовить цветной экземпляр, берут разноцветный флис, который используют, как прокладку;
- Главная лицевая ткань;
- Изнаночная ткань;
- Прокладка (синтепон);
- Шелковые нитки;
- Специальная ткань, стабилизирующая вышивку (стабилизатор может быть растворимым в воде или отрывным не клеевым);
- Еще один стабилизатор, который может быть только клеевым;
- Специальный клей для ткани.
При подготовке к процессу вышивки шадоу, запомните некоторые правила:
Выполняя крой деталей, оставляйте на припуск несколько сантиметров, потому что в процессе шитья каждый слой станет меньше по размеру. Чем крупнее само изделие в конечном виде, тем больше ткани следует оставить на припуски. Чтобы не ошибиться с количеством ткани, можно выполнить пробный образец, квадрат со стороной двадцать сантиметров. После окончания вышивки выполните замеры готовой детали, и посчитать размер стягивания всех слоев. В случае применения синтепона, прогладьте его до начала работы.
Этапы работы над вышивкой в технике трапунто шадоу:
- Поместить стабилизатор в пяльца, сверху расположите прокладку, затем органзу, и закрепляем все слои при помощи булавок (как на пошаговых фото). Размещаем пяльца в швейную машинку, и начинаем вышивать. Когда в работе присутствует только один цвет, вышивайте один и тот же узор три раза, как этого требует техника шадоу. Если же данный дизайн вышивки требует наличия нескольких цветов, то повторять линии рисунка следует этими цветами. Когда выполнены все три ряда вышивки, удалите стабилизатор способом отрыва, а затем и лишний прокладочный слой, отрезая его ножницами по линии контура;
- Производим обработку основной ткани тонким слоем стабилизатора на клеевой основе, и помещаем в пяльца. Этот этап выполняется нитками, которые растворимы в воде. Когда отшит весь контур схемы, по его линиям необходимо пройти тонким клеевым слоем. После этого следует этап совмещения рисунка на органзе с рисунком на основной ткани;
- Теперь помещаем пяльца в швейную машину, и устанавливаем самую маленькую скорость шитья. Производим запуск машины. В результате шитья произойдет объединение всех отдельных слоев в одно целое. Это последний этап, и на этом этапе наш мастер класс закончен, а вышивка трапунто шадоу совсем готова. Нам остается только окончательно оформить ее.
Комбинированная вышивка, ленты и трапунто
Опытным рукодельницам хорошо известна техника, которая предполагает комбинированную вышивку атласными лентами. Кроме ленточек в ней присутствует итальянская вышивка трапунто. Как эту технику выполняют, и как такая вышивка выглядит, мы с вами сейчас и выясним. Техника комбинирования объемной вышивки с атласными лентами может быть использована в работе над любым сюжетом. Некоторые мастерицы с успехом отшивают картины с феями, где рельефной вышивкой выполняют части тела феи, а также некоторые детали ее одежды. Это очень тонкая работа, когда одежда феи выглядит, как настоящая, со всеми неровностями и объемными складочками. Придается объем рукам и лицу, а также выпуклостям на изгибах платья.
Еще один пример такой комбинаторики, это вышивка натюрмортов. Букет цветов можно вышить лентами, а вазу итальянской рельефной вышивкой. Выполняется она в той части работы, где расположена ваза. У нас получится красивый букет в объемной вазе, который будет выглядеть очень правдоподобно, а достичь этого можно так:
- вышивка трапунто выполняется с изнаночной стороны работы. Для этого берем небольшой кусочек любой ткани, по размеру немного больше того участка, которому нужно придать объем. Эту ткань мы должны пришить с изнаночной стороны работы. Но сначала перевернем работу на изнаночную сторону, приложим отрезок к тому месту, где изображена ваза, и зафиксируем его по периметру при помощи булавок. Затем пришейте подкладочный кусок потайным швом с изнанки, и после этого прошить плотным швом саму вазу, тоже по периметру. Стежки при этом должны быть очень маленькими, но частыми.
- теперь на изнаночной стороне, в пришитом куске ткани, делаем небольшой надрез, и образовавшуюся полость заполняем синтепоном. После наполнения разрез необходимо зашить нитками. Наш мастер класс для начинающих выполнен, и мы получаем очень красивый букет, вышитый атласными лентами, который находится в объемной выпуклой вазе.